Zoodruzia.ru

Наши домашние друзья
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наука изучающая черепах

Герпетология — наука, изучающая рептилий и земноводных

Наука, изучающая животных, называется зоология. Она составляет отдельный раздел в биологии. Раздел зоологии, занимающийся рептилиями, называется герпетология.

Герпетология и батрахология

Аристотель как первый герпетолог изучение ящериц, лягушек, черепах, змей выделил в отдельную науку – герпетологию. Земноводных и пресмыкающихся он объединил в одну группу и назвал «гадами». Со временем понятие «гадов» уточнилось: пресмыкающихся и земноводных разделили на две группы. Изучением земноводных начала заниматься наука батрахология.

Однако ученые, которые изучают рептилий, интересуются также и земноводными, и наоборот. Поэтому батрахология как отдельная наука не прижилась и в основном рассматривается как подраздел герпетологии. То есть наука, изучающая рептилий и амфибий, называется герпетологией.

Амфибии

Амфибии – земноводные позвоночные, которые не смогли полностью отказаться от использования воды в своей жизни. Они могут жить и на суше, и в воде, поэтому их способности к дыханию имеют свои особенности: дыхание возможно с помощь жабр, легких, через кожу и слизистые ротовой полости. Размножаются амфибии только в воде.

Амфибии появились давно, при этом как вид они не исчезли, а, наоборот, смогли приспособиться к новым условиям проживания.

Отличительные черты амфибий, которые помогли им приспособиться к окружающему миру:

  • маленький размер;
  • неразборчивость в еде, благодаря чему они легко находят себе корм, а это помогает им избежать голода;
  • значительная плодовитость (тем самым они защищают свой вид от исчезновения);
  • окрас, который выступает как маскировка, не позволяет врагам обнаружить амфибий;
  • ядовитость некоторых видов – возможность защитить себя от врагов.

Рептилии

Слово «рептилии» в переводе с латинского означает «ползать», «пресмыкаться». Все о пресмыкающихся: их появление, образ жизни, размножение рассматривает наука, изучающая рептилий, – герпетология.

Наибольшая численность и разнообразие представителей данного вида были достигнуто в мезозойскую эру (230 млн лет до н. э. — 67 млн лет до н. э.). Древних рептилий можно разделить на три вида: проживавшие на суше, в воде и летающие, как птицы.

В современном мире выделяют четыре разновидности рептилий:

  • крокодилы;
  • клювоголовые;
  • чешуйчатые;
  • черепахи.

Наука, изучающая змей и других рептилий, относит их к высшим позвоночным животным, вместе с птицами и млекопитающими.

Герпетология как раздел ветеринарии

С каждым годом в домах, квартирах появляется все больше экзотических зверей. Животные, живущие в террариумах, требуют специального ухода и лечения, несвойственного другим домашним питомцам.

Наблюдать за такими животными должен специалист, который разбирается в особенностях жизнедеятельности таких зверей, имеет хорошие знания в области терапии, хирургии, может провести качественную диагностику возможного заболевания. Таким образом, ветеринар должен быть герпетологом. Поэтому от того, как называется наука, изучающая рептилий, происходит и название врача-ветеринара – герпетолог.

Проводя лечение рептилий или амфибий, врач должен знать все об их поведении: как они ведут себя в той или иной ситуации, какие особенности существуют в различные периоды их жизни.

Террариумистика

Постепенно в жизнь людей входит мода на содержание дома экзотических животных: рептилий или амфибий. Однако увлечение такими животными – это недешевое удовольствие. Затраты потребуются как на приобретение желаемого животного, так и на его обустройство в доме.

Все больше террариумы в домах стараются создать максимально похожими на уголок живой природы, используя при этом натуральные элементы украшения террариума. Профессионально обустроенный террариум как эстетически, так и соответствующий потребностям находящегося внутри животного, украсит дом и даст возможность наблюдать за своим экзотическим животным с удовольствием.

Заключение

Таким образом, наука, изучающая рептилий, называется герпетологией. Данная наука включает в себя и батрахологию – изучение земноводных.

Амфибии составляют самый малочисленный класс среди позвоночных, рептилий – в два раза больше. Однако представители этих классов своеобразны и вызывают неподдельный интерес в сфере изучения и приспосабливаемости к окружающей среде. Рептилии и земноводные – хладнокровные. При этом у них существуют такие отличия:

  • тело амфибий покрыто влажной кожей, у рептилий же тело покрыто чешуей, щитками или пластинами;
  • у амфибий когтей нет, у рептилий – есть;
  • яйца амфибий не имеют твердого покрытия, у рептилий присутствует толстая твердая скорлупа;
  • новорожденные амфибии проходят стадию личинок, рептилии – нет;
  • амфибии откладывают яйца в воде, рептилии – на суше;
  • амфибии: саламандры, жабы, лягушки;
  • рептилии – крокодилы, черепахи, клювоголовые, амфисбены, змеи.

Современная герпетология как наука, изучающая рептилий, продолжает исследовать жизнедеятельность, наблюдать за развитием рептилий и земноводных. В последнее время все популярнее становится профессия ветеринара-герпетолога.

УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое «УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ» в других словарях:

краниология — (craniologia) учение о черепе специальная отрасль науки, объединившая те разделы анатомии, антропологии и зоологии, для которых череп является общим объектом изучения. Занимается изучением черепа, вариацией его размеров и формы в целом, а… … Словарь терминов и понятий по анатомии человека

Читать еще:  Большая грифовая черепаха

Френология — учение, созданное Галлем и доказывавшее связь между известными душевными функциями и психическими особенностями животных и человека, с одной стороны, и наружной формой их черепа, с другой. Ф. основывалась на следующих априорных положениях:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга . . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга. 489 Bee головного мозга. 502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

френология — (от греч. phrenos душа, нрав, характер и lуgos учение) выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из к рых… … Большая психологическая энциклопедия

Антропология — По словопроизводству есть учение (ανθρωπος человек, λόγος слово, учение) о человеке; но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной, то в последнее… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ФРЕНОЛОГИЯ — (греч., от prehn разум, рассудок и lego говорю). Основанная Галлеем наука о характере и способностях человека, различаемых по устройству черепа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРЕНОЛОГИЯ греч., от… … Словарь иностранных слов русского языка

Медицина — от латинского слова medicari назначать лечебное средство. Но М. заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение М. с современной точки зрения: М. есть наука, изучающая болезни … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Френология — (от греч. phrenos душа, нрав, характер и logos учение), выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

Злоумышленник — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

Наука изучающая черепах

Мозг — это самый загадочный орган человеческого тела, над разгадкой работы которого учёные бьются не одну сотню лет. Накоплено множество знаний, но общая картина всё равно не складывается.

Наука о черепах

В 1795 году врач и патологоанатом из Пфальца Франц Йозеф Галль впервые сделал доклад о новой науке — френологии, изучающей формы человеческого черепа. Уважаемый учёный поведал своим слушателям, что он обнаружил некие соответствия между душевными свойствами человека и поверхностью его черепа.

В 1802 году Галлю пришлось переселиться в Вену. В Германии «наука о черепах» не прижилась. Однако в Вене Галль тоже пришёлся не ко двору. Его учение о том, что человеческий разум является результатом деятельности мозга, было объявлено оскорбляющим религиозные чувства, и Галль был изгнан из австрийской столицы. Не повезло ему и в Париже. Во Франции царил материализм, учёных не трогали религиозные проблемы, но они нашли, что выводы Галля не подкрепляются научными экспериментами. Не исключено, что дело было вовсе не в науке, а в том, что Галль позволил себе недостаточно почтительно говорить о форме черепа Наполеона Бонапарта, чем привёл императора в ярость.

Галль и его последователи определили 37 психических и моральных особенностей человека и соответствующие каждой из них зоны на поверхности черепа. Таким образом была разработана своеобразная карта черепа, по которой можно судить о темпераменте, скрытности, благожелательности к другим людям, интеллектуальных способностях, склонности к созиданию или разрушению.

Внёс свою лепту в развитие науки и знаменитый французский зоолог Пьер Флуранс. Он поступил на медицинский факультет в 15 лет и получил учёную степень, когда ему ещё не было двадцати. Флуранс сравнивал не человеческие черепа, а поведение кроликов и голубей с нормальным и с повреждённым мозгом. Флурансу удалось добиться удивительной для его времени точности в удалении определённой части головного мозга. Это позволило исследовать функции полушарий и мозжечка и найти центр, отвечающий за дыхание. Флуранс пришёл к выводу, что отдельные участки мозга управляют движениями и чувственными восприятиями, но определённого центра, который бы отвечал за развитие умственных способностей или памяти, он не нашёл. «За высшие функции мышления отвечает весь мозг в целом», — полагал он.

Читать еще:  Сухопутная домашняя черепаха
Центр речи

В 1825 году некий французский доктор опубликовал статью, в которой утверждал, что у него имеются клинические доказательства теории Галля о том, что в одной из передних долей головного мозга есть центр, отвечающий за ясную и отчётливую речь. Но, увы, недоверие к Галлю привело к скептическому отношению ко всему, что писали он и его последователи. Почти 40 лет никто серьёзно не занимался поиском центра речи.

Лёд тронулся лишь в апреле 1861 года. Тогда увлекавшийся антропологией французский врач Поль Брока присутствовал на заседании антропологического общества на докладе, автор которого заявил, что никто не сможет продемонстрировать случай потери речи у человека без повреждения передних долей головного мозга.

Брока был ошеломлён. Ведь и сам он думал именно так. Но одно дело — думать, а другое — доказать. И тут случилось невероятное. Не прошло и недели, как от гангрены умер пациент Брока, который потерял речь, несмотря на то что органы речи функционировали у него нормально. Поль Брока произвёл вскрытие и обнаружил повреждение передней доли мозга. Через несколько недель аналогичный случай и аналогичное повреждение мозга. Так был открыт центр речи — центр Брока. Любопытно, что при его повреждении больной не говорит, но сохраняет способность петь. Брока сделал ещё одно важное открытие: повреждение правого большого полушария почти никогда не сказывается На речи и понимании услышанного и прочитанного. Оказалось, что управление речью сосредоточено в левом полушарии головного мозга.

Спустя десять лет немецкий учёный Карл Вернике обнаружил в левом полушарии другой центр, связанный с речью. Его повреждение приводит к тому, что пострадавший сохраняет способность говорить, но произносит бессмысленный набор слов.

Понятно, что изучение назначения отдельных областей человеческого мозга было крайне затруднено. Поворот произошёл в 1870 году, когда немецкие физиологи Густав Фритч и Эдуард Хитциг опубликовали результаты своих исследований. «Отдельные участки мозга собаки в результате электрической стимуляции ведут себя по-разному, — писали они. — Воздействие на одни зоны приводит к сокращению мышц шеи, на вторые — мышц передних ног, третьих — мышц задних ног».

Загадочная кривая

В 1929 году немецкий психиатр из города Йена Ганс Бергер объявил о возможности изобразить на листе бумаги линию, отражающую биоэлектрическую активность головного мозга. Он назвал кривую электроэнцефалограммой. Оказалось, что вид кривой отражает состояние человека: сон, возбуждение, усталость. По электроэнцефалограмме можно определить некоторые заболевания мозга (например, расстройства сна и эпилепсию, связанную с беспорядочной активностью нервных клеток). Родилась клиническая нейрофизиология — новый раздел медицины, позволяющий лучше разобраться в назначении каждого участка мозга. Было обнаружено, что лобная доля головного мозга отвечает за эмоции, процесс мышления, определение потребностей. Теменная доля контролирует осязание, вкусовые и болевые ощущения, температуру. Стимулирование определённых участков этой доли вызывает вкусовые ощущения. С теменной долей связаны также способности к математике и абстрактному мышлению. Височная доля отвечает за переработку звуковой информации. Повреждения в височной доле могут вызвать глухоту. Затылочная доля контролирует переработку зрительной информации. Краевая (лимбическая) доля играет важную роль в сексуальном поведении,влияет на эмоции и запоминание. Хотя большие полушария мозга имеют одинаковое строение, в их функциях есть различие. Левое полушарие отвечает за речь, правое — за ориентацию в пространстве.

Был ли прав Галль? Определённые участки мозга действительно отвечают за определённые особенности поведения и способности. Однако Галль думал, что особенности строения мозга точно отражаются на особенностях черепа. Это предположение оказалось ошибочным.

Что же касается ЭЭГ, то сегодня для нас это привычное диагностическое средство. Но, несмотря на это, оно остаётся таким же загадочным, как 80 лет назад. Множество нервных клеток возбуждается и передаёт в нервную систему электрические сигналы, сложение которых, казалось бы, должно давать самые разнообразные кривые ЭЭГ. Но нет, кривые ЭЭГ бывают всего лишь нескольких типов, меняющихся в зависимости от состояния человека (спит он или работает, злится или спокойно размышляет) или от заболеваний мозга. Некоторые учёные видят решение проблемы в том, что ЭЭГ отражает деятельность не только мозга человека, но и его души.

Да и сам мозг остаётся величайшей неразгаданной тайной. Наш всемирно известный учёный в области человеческого мозга, академик Наталья Петровна Бехтерева, в одном из интервью заявила: «Нельзя сказать, что какая-то часть мозга изучена, а какая-то нет. Весь мозг изучен, но только не очень хорошо, ещё очень много свойств мозга нам предстоит изучить».

Читать еще:  Суповая черепаха фото

Гигантские сухопутные черепахи оказались обучаемыми и общительными

Gutnick et al. / Animal Cognition, 2019

Ученые поставили классический поведенческий эксперимент с гигантскими сухопутными черепахами и обнаружили, что ранее недооценивали их когнитивные способности. Сейшельская и галапагосская черепахи научились распознавать стимул и выбирать между несколькими стимулами. Кроме того, они проявили социальность и в группе учились лучше, чем в одиночку, а память об эксперименте они сохранили на месяцы и даже годы. Работа опубликована в журнале Animal Cognition.

Когнитивные способности гигантских сухопутных черепах, в отличие от морских, практически не изучены. Долгое время считалось, что медлительность передвижения этих животных дополняется негибким поведением. Тем не менее, черепахи часто проходят довольно большие расстояния в течение суток, в том числе и по разным ландшафтам, поэтому некоторые исследователи полагали, что их умственные способности могут оказаться недооценены.

Кроме того, гигантские черепахи селятся довольно плотно. Несмотря на то, что социальными их не считают, у них давно описан механизм общения c помощью носа (nosing): одна особь подходит к другой и утыкается носом в голову или шею на какое-то время. Какую функцию выполняет эта коммуникация, пока не ясно, но сам факт ее существования позволяет предположить, что черепахи общительнее, чем кажутся.

Группа исследователей под руководством Майкла Кубы (Michael Kuba) из Окинавского научно-технологического университета экспериментировала с двумя видами сухопутных черепах: галапагосской и сейшельской гигантской в зоопарках Вены и Цюриха (всего 8 и 9 особей соответственно).

Сначала животных приучили реагировать на стимул — игрушку для собак, прикрепленную на палку. Экспериментаторы трогали черепах игрушкой по носу и сразу же давали им еду. Через некоторое время животные начали самостоятельно кусать игрушку. Сейшельским черепахам на это потребовалось около 50 сеансов, а галапагосским — в среднем 17,5.

После этого игрушку начали показывать на расстоянии 1,5-2 метра, чтобы животные ползли в ее сторону. Здесь тоже галапагосские черепахи оказались сообразительнее сейшельских: примерно 40 сеансов против 58.

В Венском зоопарке сеансы обучения были строго индивидуальными, а в Цюрихе — групповыми: с каждым животным работали по отдельности, но они все находились в общем вольере и могли взаимодействовать друг с другом. Оказалось, что в составе группы животные учатся гораздо быстрее: сейшельским черепахам понадобилось в среднем всего 10,5, а галапагосским — 16,5 сеансов. При этом никаких конфликтов и агрессии в их поведении исследователи не заметили.

В ходе третьего этапа обучения черепах приучали выбирать одну из двух игрушек, которые различались только цветом. Но здесь групповое обучение оказалось практически бесполезно: например, галапагосские черепахи научились ползти к правильной игрушке за 24,5 сеанса по одиночке и за 20,5 — в группе. Однако этот результат вполне ожидаем, поскольку каждой черепахе «загадывали» собственный цвет игрушки, поэтому подсмотреть за соседями они не могли.

Наконец, исследователи проверили долговременную память животных: они предложили им снова пройти тест три месяца спустя. Все животные вспомнили, что для того, чтобы получить подкрепление, нужно ползти за игрушкой, но ни одна черепаха не вспомнила свой цвет с первого раза. Тем не менее, для того, чтобы восстановить навык, потребовалось в среднем в два раза меньше сеансов, чем раньше — около десяти.

В последний раз ученые встретились с черепахами через 9 лет после основного эксперимента. В живых остались 3 черепахи венского зоопарка, однако повторить опыт получилось только с одной. Оказалось, что она по-прежнему помнила, как нужно реагировать на игрушку.

Таким образом авторы работы подтвердили, что черепахи обладают долговременной памятью, причем способны выполнять задания разного типа: не только реагировать на стимул, но и выбирать между несколькими стимулами. Кроме того, они обнаружили у черепах социальное поведение, поскольку в группе животные учились быстрее, чем поодиночке. Возможно, полагают ученые, в дикой природе черепахи тоже коммуницируют подобным образом — определяют местонахождение ресурсов, наблюдая за соседями, или направляют друг друга взглядом.

Мы уже много раз писали о неординарных способностях разных животных. Например, пчелы умеют не только складывать числа, но и соотносить их с символами. Рыбы губаны узнают себя в зеркале, крабы ориентируются в лабиринте, а новокаледонские вороны проходят знаменитый зефирный тест. А еще мы недавно разобрались в том, что происходит с кошками, когда им показывают видео их хозяина с наложенной на лицо кошачьей маской.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector